Дороги по улицам
Дороги в СНТ – кто должен делать и за чей счет
Деятельность СНТ регламентируется Федеральным законом N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд", а дорожная – Федеральным законом № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с этими законодательными актами, дороги, ведущие к СНТ, принадлежат органам муниципальной власти: районным, городским, поселковым, а расположенные внутри товарищества являются имуществом общего пользования всех его членов и их общей собственностью. Поэтому и содержать, и ремонтировать эти транспортные пути должны собственники. То есть все дороги, утвержденные кадастровым планом СНТ, должны приводиться в порядок за счет членов товарищества. По действующему законодательству, даже если дорога по документам принадлежит товариществу, запретить свободное передвижение по ней нельзя.
Содержанием же дорог муниципального значения и их ремонтом занимаются местные администрации. Раньше члены товариществ, чтобы "не бить" свои транспортные средства, могли заделывать ямы на этих дорогах сами. Но с вступлением в силу закона о садоводстве и огородничестве №217-ФЗ товарищества больше не имеют права оплачивать какие-либо услуги за пределами своей территории.
Если дорога в неудовлетворительном состоянии, давно не ремонтировалась, из-за чего при движении по ней может возникнуть опасность попасть в аварию, то на ответственных за дорогу могут наложить штраф от 20 до 30 тыс. рублей. А если виновник юридическое лицо, то штраф составит от 200 до 300 тыс. рублей. Если же из-за ям на дорогах пострадают люди, то штраф для должностных лиц составит от 50 до 100 тыс. рублей, а для юридических - от 400 до 500 тысяч. (В переводе на язык обывателя: я повредила машину на дороге в СНТ, т.к. она находится в плачевном состоянии – имею право взыскать материальный ущерб – сумму ремонта – с СНТ в судебном порядке). Есть еще одна сторона медали - при образовании земельного участка к нему должен быть обеспечен проход или проезд от земельных участков общего пользования. Иначе это можно расценить как создание препятствия в пользовании частной собственностью.
Состояние дорог в нашем СНТ можно охарактеризовать одним словом – ужасно. Придя 25 лет назад на наше поле, на котором не было ничего, кроме земли, мы оказались в сложной ситуации, не было воды, дорог, подъездных путей, вообще ничего. За 25 лет мы превратили непаханое поле в процветающий дачный поселок. Много вложено финансовых и физических средств. Каждое Правление нашего СНТ внесло свой вклад в его развитие: колодцы, подъездные пути, дороги по улицам, окружная, тропинка в лесу, долгожданный свет… Сделано очень много, старались решать проблемы по мере их поступления. Проблема дорог по улицам всегда была самой болезненной, т.к. где-то не дождавшись централизованного строительства садоводы делали дороги за личные денежные средства, где-то не смогли договорится жители улиц, кто-то живет на окружной и не испытывает проблем с заездом на свой участок. Однако «скидываясь» на дорогу по улице каждая улица столкнулась с тем, что деньги сдавали не все участки, а ездят все и стребовать денежные средства с тех, кто не желал тратиться на дороги невозможно. Поставить всех в равные условия можно только одним способом – внести расходы на ремонт дорог по улицам в смету. В этом случае с тех, кто не пожелает оплачивать взносы мы сможем взыскать их через суд. Дороги по улицам, окружная и система водоотводов должны делаться централизовано. Отдельно хочется отметить систему водоотвода в СНТ: кто-то придумал, что копать канавы вдоль участков должны сами собственники и это в корне неверно, не обязаны, а имеют право… Кто-то копает, кто-то не приезжает и ему все равно, что происходит с участком, кто-то занимает принципиальную позицию: «Я копать ничего не буду». Теряется весь смысл водоотводов на участке, если соседи справа и слева не озадачены этой проблемой, поэтому эта задача должна так же решаться централизовано, тогда это будет эффективно.